Про обувь для велотуризма

 

Сразу скажем так, сколько людей столько и мнений, поэтому здесь изложено в какой обуви в настоящее время возможно заниматься велотуризмом. Принцип, сразу подразделяем для чего обувь. Многодневка, двухдневка или однодневка. Межсезонье, лето, зима. Технический велотуризм (таскание велика черт знает где) или скоростной (езда по асфальтовым и щебеночным дорогам). Также целесообразно учитывать кол-во пар необходимых для обозначенных условий, вес обувной снаряги тоже важен. По умолчанию регион Южный, Средний, Северный Урал, который характеризуется совершенно не понятной погодой. От затяжной жары +30ºС, до затяжных недельных дождей, иногда со снегом, даже в летний период. Прогноз погоды также не всегда соответсвует реальному состоянию дел в небесной канцелярии.

Начнем с описания обуви (фотографии примеров обуви и аксессуаров не является рекламой):

Трекинги
3000-4000 р.
Треккинги
4000-5000 р.
Треккинги
5000-6000р
Фонарики

Ботинки. Бывают берцы, рабочие и качественные треккинги. Сразу заметим, что желательно использование качественных трекинговых ботинок. Хорошие ботинки начинаются от 3000 руб. (цена без сезонных скидок), должны быть удобными, с жесткой подошвой, не промокаемые. Желательно наличие как можно меньшего количества швов, в идеале из одного куска кожи, фирма производитель фактически не принципиальна, важна цена. Берцы и рабочие хороши только стоимостью, отличаются друг от друга высотой голенища, очень большой минус - отсутствует герметизация язычка вследствие чего ватерлиния не превышает 5-6 см. С ботинками в дождевых условиях и на пешеходных участках целесообразно использование защитных фонариков (гамаш) т.к. в треккингах можно до 3 сек. находиться в очень глубоких лужах и переправах не намочив существенно ноги (ватерлиния достигает 40-50 см.) и долгое количество времени просто прогуливаться по болотам и топям с глубиной 10-15 см., в берцах такого не получится. На некритичных участках вместо фонариков неплохо применять влагозащитные (мембранные) штаны с защитной юбкой на которую в случае отсутствия, можно пришить крючки для закрепления ее на ботинке за шнурки (я себе такие крючки выгнул из лопнувшей нержавеющей спицы) . Основное направление использования ботинок - это мокрый велотуризм и если предусматриваются пешеходные участки, т.е. технический велотуризм.

Контакты. Бывают спортивные велотуфли с супержесткой пластиковой или карбоновой подошвой и отличной вентиляцией, туристические велотуфли с не очень жесткой подошвой и так себе вентиляцией , туристические велоботинки с мембранами Gore-tex и подошвами Vibram, зимние велоботинки, с расчетом на европейскую зиму и велосандалии . Преимущества использования контактов неоспоримы, лучше каденс, фиксация ноги и т.д. Но это все существенно дороже. Педали от 1000 руб., велотуфли от 1500 р., велоботинки от 3500 руб., сандалии от 1500 руб. Также к ним необходимо иметь защитные бахилы которые бывают буржуйские неопреновые  и из Виндстоппера  от 1000 руб., и сшитые на заказ утепленные из непромокаемой недышащей ткани или из промокаемой дышащей ткани от 250 руб., и может быть есть компромисс - мембранные ткани. Выбор всего, что связано с контактами в г.Челябинске никакой. В принципе бахилы можно сшить самому по щиколотку или до колена . Во всех бахилах есть определенные минусы, это обеспечение хорошего крепления на подошве и соответственно герметизации от попадания воды и полная невозможность в них долго передвигаться пешком т.к. жалко. Как вариант использование фонариков (гамаш), но для этого нужны шнурки, а они часто не предусмотрены Основное направление использования контактов - это скоростной велотуризм.
 

Треккинговые ботинки-контакты. Выделил отдельно в связи с возможность самостоятельной установки шипа от контактных педалей на обычные треккинговые ботинки, в основном на зимние утепленные. При использовании такого варианта для межсезонного мокрого велотуризма необходимо при установке шипа герметизировать силиконовым герметиком отверстия в подошве. Проблема состоит в том , что необходимо решиться на издевательства над ботинками, которые очень не дешевы. Основное направление использования таких ботинок-контактов - это велотуризм в холодных или мокрых условиях.

 

Кроссовки. Имеют право на жизнь как летний, бюджетный, универсальный вариант, но не более.

 

Сапоги. Здесь и везде далее подразумеваем резиновые сапоги. Тоже имеют право называться велообувью как межсезонный, бюджетный, универсальный вариант. Обязательно должна быть жесткая подошва. Хороши только когда нет хороших ботинок. Минусы большие, т.к. ноги в основном сильно мерзнут и намокают от собственного потовыделения. Также они не всегда пригодны для глубоких бродов и луж. При намокании внутри сохнут очень долго. Продолжительное нахождение в резиновых сапогах, явно не полезно для здоровья ног.

 

Болотники. Имеет смысл применять в качестве личной обуви на очень мокрых маршрутах, а также в качестве общественного снаряжения в виде одной пары на группу для переправ через водные препятствия, есть еще альтернатива в качестве штанов от костюма химзащиты.

 
Спортивные
велотуфли
Туристические
велотуфли
Зимние
велоботинки
 
 
 
 
 

Велобахилы

Туристические
велоботинки
 
 
Туристические велоботинки
Зимние
велоботинки
 
 
 

 

 

Сандалии. Оптимальны с закрытым носком, но встречаются редко и стоят дороже. Хорошая обувь для лета, можно использовать в качестве трехсезонной второй обуви и для бивуака и переправ.

 

     
                   Велосандалии

Сланцы. Бюджетный вариант сандалий.

 
 
Остановимся поподробнее на использовании обуви.
Подразумевается:
Лето - это температура выше +15ºС, в основном сухо, иногда грозы.
Весна или осень - это температура от 0ºС до +15ºС, в основном дожди.
Зима - это стабильные температуры ниже 0ºС, в основном снег, снег с дождем.
В летних велопоходах никаких проблем с ногами не возникает, так как тепло, даже если и мокро. Ехать можно хоть в чем, хоть босиком если ноги не жалко просверлить и приделать шип от контактных падалей.
Весной или осенью задача усложняется прохладной погодой, возможными затяжными дождями и протяженными грязевыми участками лесовозок и просто бездорожья, здесь в первую очередь задача состоит в сохранении ног сухими. Для этого необходимо применять качественную влагостойкую обувь с бахилами или фонариками, т.е. исключить множество путей попадания воды ниже колен. Особо сложно это выполнить при применении контактной обуви.
Зимний велотуризм подразумевает езду по не загруженным автотранспортом асфальтовым, грунтовым дорогам и зимникам, т.е. главное, это снег должен быть укатанным или расчищенным, если снег не укатанный значит Вы забыли дома лыжи. Для однодневных покатушек, а 99,9% велотуристов именно их и выбирают, достаточно фирменных контактных туристических или зимних ботинок с утепляющими бахилами или треккинговых ботинок, в том числе модернизированных на контакты. При использовании спортивных велотуфель и бахил в случае отрицательных температурах близких к 0ºС есть возможность образования подлипа при передвижении пешком, т.к. подошва теплая, что затрудняет дальнейшее всегивание.. Для многодневного велотуризма выбор намного сложнее, т.к. такую обувь велопромышленность не выпускает и мало у кого в мире возникает желание по много дней путешествовать при температурах -20 ºС. Так как зима есть зима, ориентироваться все-таки надо на технологии разработанные десятилетиями в лыжном туризме. А применяют обычные треккинговые ботинки, в основном не утепленные, сверху одевают бахилы из дышащей ткани на резиновых калошах (которые используют для валенок) и иногда используются утепляющие подбахильники (допустим из флиса или Polartec) которые одеваются на ботинок под бахил. Т.е. за счет многослойности создаются воздушные промежутки и получается типа термоса и ноги хоть маленько но дышат, также неплохо организована защита от снега. Разница только в том что лыжный турист двигает ногами, а велосипедист крутит и ноги у него мерзнут больше. Данный комплект был опробован в многодневном путешествии при стабильных дневных температурах от -15 до -20ºС, нареканий не было, единственное - комплект был не контактным. Еще капиталистической промышленность выпускаются экспедиционные ботинки для высотных восхождений, в них принцип трехслойности заложен еще на заводе. Но их цена сравнима со среднебюджетным велосипедом и составляет 20000-30000 руб. Также имеются следующие типы обуви которые можно рассматривать для зимнего катания - валенки, альпинистская пластиковая обувь  или горные зимние двойные ботинки - стоимость 5000-8000 руб. Существует экспедиционная обувь с вынимаемым вкладышем и рекомендуемой температурой использования -40...-100ºС, которая применяется также для рыбаков и охотников - стоимость 5000-11000 руб. Но это все бесконтактное и с довольно жестким голенищем. С контактной обувью однозначно надо устраивать кружок очумелые ручки и прикручивать шип к имеющимся в продаже теплым вариантам обуви. Основная проблема этом случае - исключить промерзание ботинка через шип. При использовании летник велотуфель в качестве бахил можно пытаться применить валенки согласно схеме . В любом случае обувь для зимы надо выбирать таким образом чтобы ноги не мокли изнутри т.е. от собственного пота, и не промерзали снаружи, а также оставалась возможность нормально передвигаться пешком на обледенелых дорогах.
Также возможно, а может и необходимо для содержания ног в сухости, использование женских гигиенических средств (не ежедневных) в качестве дополнительной стельки, не тампонного типа, и без крылышек. Это в первую очередь касается вообще не дышащей обуви - резиновые сапоги, влагостойкие не мембранные ботинки. Мокрые ноги, даже если они увлажняются от собственного потовыделения, прямой путь к замерзшим ногам в межсезонье и отмороженным зимой.
Основная проблема выбора обуви и ее количества, в связи с непредсказуемостью погоды, стоит конечно же для многодневных путешествий. Выбор для двухдневных путешествий проще т.к. есть возможность посмотреть прогноз погоды, на два дня он относительно стабилен. Для однодневных путешествий это вообще не проблема - выглянул за окно и поехал. Отметим, что советовать при каком температурном режиме использовать ту или иную обувь каждый должен решить сам, т.к. это все субъективно и зависит от индивидуальных особенностей человеческого организма, размера обуви, количества и качества носков.
Не забываем что для любой обуви есть правила:
- она не должна быть мокрой всегда - сгниет,
- обувь очень не желательно сушить на костре и на отопительных приборах,
- возможна просушка на солнце и на ветру, внутрь влаговпитывающий материал,
- хорошая обувь не может стоить дешево,
- за обувью нужно следить и ухаживать специальными средствами.
К сожалению во многих сложных велосипедных путешествиях, а особенно спортивных походах при использовании контактной обуви не получается обходиться только двумя парами обуви, приходиться брать три, соответственно проблема минимизации количества обуви стоит очень остро.
 
Рассмотрим варианты применения обуви. Приведен бюджетный вариант - без применения контактной обуви, и оптимальный вариант с возможным использованием контактной обуви.
 

Варианты применения обуви для многодневного скоростного велотуризма

Велобахилы до колен
 
 
Треккинги -контакты
самодельные
 
Трехслойные ботинки
для высотных
восхождений
 
 
 
комбинированные двухслойные
ботинки
 
 
экспедиционная
двухслойная обвувь
до -100С (Apex)
 
 
 
 
 
 
 
 
Пластиковые двухслойные ботинки
 
экспедиционная двухслойная обвувь до -40С (Wolf)
 
экспедиционная двухслойная обвувь до -60С" (Control)

Сезон

Бюджетный вариант

Оптимальный вариант

Примечание

Лето

Кроссовки - ехать

Вторая обувь - сланцы

Контактные спортивные велотуфли или контактные сандалии - ехать.

Вторая обувь - сандалии

При наличии контактов

Кроссовки - ехать

Вторая обувь - сандалии

Без контактов

Весна или осень

Сапоги - ехать.

Вторая обувь кроссовки

Контактные туристические велоботинки - ехать.

Вторая обувь - кроссовки

При наличии контактов

Трекинговые ботинки - ехать Вторая обувь - кроссовки.

Без контактов

Зима

Не рекомендуется с бюджетным снаряжением

Трекинговые ботинки-контакты или зимние велоботинки- ехать.

Вторая обувь - ненужно или трекинговые ботинки

При наличии контактов

Трекинговые ботинки или ботинки для горных походов и высотных восхождений - ехать.

Вторая обувь - ненужно

Без контактов

 

Варианты применения обуви для многодневного технического велотуризма:

 

Сезон

Бюджетный вариант

Оптимальный вариант

Примечание

Лето

Кроссовки или сапоги - ехать по дорогам, ходить по говнам.

Сменная обувь - сланцы

Контактные туристические велоботинки - ехать по дорогам.

Кроссовки или треккинговые ботинки - идти по говнам.

Сменная обувь - сандалии

При наличии контактов три пары обуви

Кроссовки или треккинговые ботинки - ехать по дорогам, ходить по говнам.

Сменная обувь - сандалии

Без контактов две пары обуви

Весна или осень

Сапоги - ехать по дорогам, ходить по говнам.

Вторая обувь кроссовки.

Контактные туристические велоботинки - ехать по дорогам.

Треккинговые ботинки - идти по говнам.

Сменная обувь - сандалии

При наличии контактов три пары обуви

Треккинговые ботинки - ехать по дорогам, ходить по говнам.

Сменная обувь - кроссовки

Без контактов две пары обуви

Зима

Отсутствует как класс, лучше сходите в поход в лес на лыжах

 

 

Для двухдневного и однодневного велотуризма можно выбирать из перечисленного указанного в таблицах исходя из погодных условий и предпочтений.

 

При написании статьи использованы материалы участников велофорума Е1, г.Екатеринбург и велообщественности г. Челябинск.

 

Тимошин Игорь 24.09.2008 г.

 

 

 

 
Валенки-бахилы
 
Бахилы для
лыжного туризма

 

 

 

 
Hosted by uCoz